Общаться с сотрудниками коллекторского агентства не хотелось бы ни одному заемщику. Иногда происходит так, что они своими действиями нарушают закон. Куда жаловаться и что делать, если вас беспокоит коллектор? Избавиться от неприятных звонков и посещений поможет жалоба в банк на коллекторов или обращение с этой проблемой в другие организации.
Понятие «коллектор» определено в Федеральном законе «О потребительском кредите» и в законе о коллекторах. Законодательством установлено, что коллектор является юридическим лицом, которое проводит работы по взысканию просроченной задолженности.
Действия коллектора направлены на минимизацию затрат при возврате долга банку. Поэтому, являясь посредником между финансовой организацией и кредитополучателем, он выполняет главную задачу – возвращение заемных средств. Банк не обязан кому-либо делегировать права по взиманию просроченной задолженности. Обратиться к должнику, требуя выполнить обязательства по возврату долга, он может самостоятельно. А вот законность действий некоторых посреднических организаций вызывает сомнения. Это служит причиной жалоб в банки на коллекторов
В Федеральном законе строго определены функции коллекторских агентств и отмечена необходимость их обязательной регистрации в специальном государственном реестре
У кредитополучателей, имеющих просроченную задолженность по платежам, возникает вопрос о полномочиях коллекторских организаций. Также заемщики интересуются, как подать жалобу в банк на коллекторов в случае несоблюдения закона.
Принятый в июле 2016 года Федеральный закон № 230-ФЗ регламентирует отношения банков и лиц, имеющих задолженность. Вступившие в силу в начале 2017 года положения диктуют новый порядок работы, но они не касаются задолженности по жилищно-коммунальным платежам. Новый закон запрещает обращение банков в несколько коллекторских агентств для взыскания долгов с одного заемщика.
Кроме того, с 2017 года ограничено количество сообщений, звонков и личных встреч:
- Позвонить с напоминанием о задолженности банку можно не чаще чем 1 раз в сутки и не более 2 раз в неделю. Общее количество звонков в месяц не должно превышать 8.
- Количество отправленных текстовых сообщений с просьбой погашения взятого кредита может быть не более 2 в день, 4 в неделю и 16 в месяц.
- Личные встречи и переговоры с сотрудником банка или его представителем по взысканию задолженности не должны происходить чаще 1 раза в неделю.
Временные рамки отправки сообщений и звонков должны учитывать местное время должника и находиться в пределах с 8.00 до 22.00 в будние дни, с 9.00 до 20.00 в выходные и праздничные. При любом общении с должником необходимо представиться, назвать цель обращения и контактные данные.
Законом установлены запреты на непосредственное взаимодействие с заемщиком по инициативе коллектора в случае, если он:
- является несовершеннолетним;
- потерял дееспособность;
- находится на лечении в стационаре лечебного учреждения;
- инвалид I группы;
- признан банкротом.
Для применения этих ограничений необходимо предоставление подтверждающих документов.
В законе предусмотрена возможность отказа заемщика от общения с банком. Согласно законодательству представителем должника может быть адвокат. О том, что изменяется порядок взаимодействия, банк должен быть уведомлен через нотариуса или посредством почты.
За коллекторами сохранилось право прийти к должнику домой.
Согласно закону коллекторы могут нанести личный визит и позвонить в дверь. Угрожая и пытаясь проникнуть в жилье, они совершают противоправные действия. Это может быть причиной вызова полиции.
Если должнику не удалось мирным способом решить вопросы о погашении задолженности, а коллекторы угрожают, необходимо защищаться. В зависимости от действий коллекторского агентства можно обратиться в следующие инстанции:
Подать можно жалобу в случаях:
При обращении с жалобой в правоохранительные органы на действия сотрудника коллекторской службы необходимо иметь доказательства нарушений закона. Для этого пригодится вся информация о взаимодействии должника и коллектора: сообщения на номер мобильного телефона, электронную почту, аккаунт в социальных сетях, распечатки звонков, записи телефонных разговоров, фото или видео примеров общения. После проверки всей предоставленной информации последует привлечение коллектора к ответственности.
Для большей убедительности коллекторское агентство может прибегать к угрозам обращения в полицию, если долги не будут погашены. Следует напомнить, что заемщику, не совершившему уголовно наказуемых действий, бояться таких угроз не стоит.
Читайте также: «Пришло письмо от коллекторов: что делать и как себя вести»
Несоблюдение прав заемщика может касаться:
Если превышено количество звонков за определенный период или время их поступления выходит за рамки отведенного интервала, звонки поступают в выходные дни или адресованы близким родственникам и поручителям – это поводы для жалобы в Роскомнадзор.
Обратиться в прокуратуру с жалобой необходимо, если:
Для составления жалобы на действия коллектора достаточно обратиться в прокуратуру по месту жительства, можно отправить заявление по почте или оформить на официальном сайте.
При нарушении законодательства по возврату просроченной задолженности заемщик имеет право составить жалобу в банк на коллекторов. Финансовая организация, получив согласие на обработку и использование персональных данных при оформлении кредита, привлекает третьих лиц для непосредственного взаимодействия по вопросам погашения долга. Кредитополучатель может в любой момент отозвать согласие на использование его персональных данных, известив об этом банк в письменной форме. Подобные действия прекратят общение должника с сотрудниками коллекторской службы.
До того как подать жалобу в банк на коллекторов, должник имеет право написать заявление о запрете использования персональной информации. Поскольку пакет документов для получения кредита хранится в учреждении, которое производило его оформление, то и заявление нужно направлять именно на адрес этого банка. После получения такой информации финансовая организация обязана уведомить коллекторское агентство о запрете на дальнейшее использование данных заемщика.
Читайте также: «Банк передал долг коллекторам: что делать и кому платить»
Необходимо знать, что в подобных заявлениях можно указать конкретные персональные данные, которые запрещены для использования сотрудниками коллекторской службы (телефонный номер, адрес). Также можно отметить те данные, которые останутся доступными для связи. Подобные заявления составляются в 2 экземплярах. Один подается в банк, а второй возвращается его составителю с отметкой о принятии заявления.
Жалоба в банк на коллекторов оформляется в виде заявления произвольной формы, которое содержит просьбу проверить законность их действий. В случае отклонения отношений коллекторской службы и должника от установленных законодательством норм необходимо устранение нарушений и применение мер воздействия к сотруднику агентства.
При составлении жалобы необходимо:
- Указать полное наименование и юридический адрес получателя жалобы.
- Указать персональные данные в полном объеме: Ф. И. О., адрес проживания и номер телефона для связи с заявителем.
- Подробно описать, каким образом сложилась ситуация, которая привела к написанию заявления.
- Указать, с каким банком и когда был заключен договор, было ли подписано согласие на использование персональных данных, нарушались ли банком права заемщика, составлялось ли заявление о запрете использования данных.
- Указать свои требования по проверке коллекторов и мер, примененных в качестве наказания в случае выявления нарушения.
- Сослаться на законодательные акты, обосновав все требования юридически.
- Приложить документы для обоснования жалобы.
- Обязательно поставить дату и подпись.
Жалоба в банк на коллекторов составляется в официально-деловом стиле, информация излагается логично и последовательно. Такое изложение объективно передает конкретное сообщение и лишает его эмоционального тона. В течение 7–20 дней жалоба будет рассмотрена банком, и после окончания разбирательства вам предоставят ответ в письменном виде. Сроки рассмотрения зависят от сложности конкретного случая.
В связи с тем, что все банковские учреждения РФ имеют лицензию на осуществление деятельности и получают ее в Центральном банке, при возникновении спорных ситуаций следует обратиться в это учреждение.
В случае, когда заемщик направил заявление на отзыв согласия об использовании персональных данных, но банк его игнорирует и коллекторская служба продолжает активно взаимодействовать с должником, следует составить жалобу. К ней необходимо приложить копию заявления в банк с отметкой о его принятии. В содержании жалобы следует отметить свое требование о вынесении предписания банку, распространяющем сведения о заемщике с нарушением законодательства.
Для грамотного составления жалобы необходимо обратиться в юридическую службу или воспользоваться нижеприведенным примером. В таком случае можно рассчитывать на более оперативное ее рассмотрение.
Обращения должника во всевозможные инстанции не привели к положительному результату и сотрудники коллекторской службы продолжают преследование? В таком случае заемщику следует обратиться в суд.
Примером составления жалобы может быть заявление в прокуратуру с обязательным полем «ответчик» в заголовке и указанием данных коллекторской службы.
После регистрации заявления должника в суде будет произведена проверка законности действий сотрудников коллекторской службы. Но, как и при составлении жалобы в банк на коллекторов, необходимо иметь доказательства противоправности их действий.
Поэтому потребуется предоставить следующую информацию, подтверждающую иск:
- Копии заявлений с обращениями в полицию, прокуратуру и другие инстанции.
- Копии переписки с банком и коллекторским агентством.
- Имеющиеся аудио- и видеозаписи разговоров и встреч.
- Распечатку телефонных звонков от оператора сотовой связи.
- Свидетельские показания.
Суд не освободит от долга перед банком, который все равно придется погашать, но может назначить компенсацию за причиненный моральный и материальный ущерб.
В случае подтверждения нарушений коллекторское агентство понесет наказание. Если же будет доказано, что в отношении заемщика или его близких были совершены действия криминального характера, то организацию исключат из ЕГРЮЛ.
Опубликовано: 6 марта, 2024 12:57 пп
Что такое ОСАГО? Аббревиатура расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности. В случае ДТП полис работает…
Как открыть брокерский счет? Достаточно просто! Нужно выбрать брокера, определиться с инвестиционным тарифом, подготовить необходимые…
Что это? Межбанковские переводы – это передача денежных средств между физическими и юридическими лицами, счета…
Пассивный доход – это заработок, который не требует вашего постоянного участия. Это может быть доход…
О чем речь? ЕСХН расшифровывается как единый сельскохозяйственный налог. Его обязаны платить все, кто производит…
В 2024 году вопрос укрепления семейного капитала остается актуальным. Правительство продолжает реализацию программ, направленных на…