Верховный Суд уравнял наличные и электронные деньги в вопросах кражи

Верховный Суд уравнял наличные и электронные деньги в вопросах кражи Новости

В ноябре 2017 года своим постановлением Верховный Суд уравнял наличные и электронные деньги в вопросах кражи. Суд перестал считать электронную валюту фантиками и однозначно определил ее к имуществу, которое может подвергнуться хищению. Ранее воровство электронных средств рассматривалось по статье 159.6 УК без реального срока, тогда как при краже реальных денег преступник мог получить до 10 лет лишения свободы по статье 158.

Электронные деньги — системы хранения и передачи как оцифрованных аналогов бумажных денег, так и частных валют. Термин не является устоявшимся из-за своей новизны и применяется к длинному списку финансовых инструментов, от фиатных электронных денег до криптовалют.

ВС также разъясняет правоприменение законов по вопросам, связанным с применением технологий. Киберпреступления — относительно новая проблема, плохо проработанная в законодательстве. Уголовный кодекс оставляет большой простор для трактования законов, возлагая тяжесть решения на плечи судьи. Ноябрьское заседание ставило целью разъяснить спорные моменты, а также разграничить кражу и мошенничество.

Решена проблема определения времени и места хищения электронных денег

На заседании пленум ВС РФ склонился к мнению, что фиксировать факт совершения кражи нужно не в момент взлома, а при изъятии денег со счета владельца. Позиции суда вызвала критику со стороны экспертов и прокуратуры: обе стороны считают, что получение неправомерного доступа к счету уже достаточно для квалификации кражи. Решение оставляет несколько лазеек для соучастников и меньше пространства для возможного раскаяния преступника.

Местом преступления считается не абстрактный компьютер или помещение, в котором проводился взлом, а физическое местоположение банка, организации или лица, которое пострадало от хищения денег. В этой поправке важно то, что по мнению ВС дело должно рассматриваться там, где находится пострадавший, а не подозреваемый.

Вариант так же компромиссный — возникают трудности при причинении вреда множеству граждан в разных регионах. На обсуждении предлагалось оставить местом преступления компьютер преступника, как более гибкий вариант, но это создавало лишние сложности при делопроизводстве.

Определение аферы и кражи относительно хищения электронных средств

Затруднения по квалификации преступления также нашли разрешение: так, аферой считается обман сотрудника финансовой организации, тогда как кражей — похищение средств из банкомата. Здесь действует простое правило: кражей называют введение в заблуждение машину, аферой — обман человека.

Верховный Суд уравнял наличные и электронные деньги относительно вопросов кражи

Использование поддельных кредитных карт подпадает под статью 159.3 УК. Обман банковского сотрудника также расценивается как мошенничество. Воровство настоящей карты и использование ее посредством банкомата, а так же копирование украденных настоящих данных на поддельные карты и их использование является кражей.

Важно различать электронные деньги и безналичные платежи. Безналичный расчет по сути мало чем отличается от использования наличных денег. Электронные деньги могут иметь отдельное обращение и обеспечиваются эмитентом, а не государством.

К е-деньгам не относятся банковские платежные карты и системы интернет-банкинга, а также предоплаченные карты, вроде подарочных или телефонных.

Состав кражи также образует ситуация добровольной передачи данных потерпевшим. Если потерпевший передал пароли и персональные данные злоумышленнику сам, это не освобождает преступника от ответственности. Фактом кражи по-прежнему считается момент выведения денег со счета.

Взлом аккаунта электронных денег и распространение вирусов

Верховный суд определил как преступление подключение к чужому мобильному банку или любой подобной системе. Даже если похититель не пользовался специализированными программами или вирусами для получения доступа, то нарушение закона квалифицируется как кража и неправомерное влияние на работу компьютерных сетей из-за изменения данных банковского счета и перемещения средств.

Применение программ и вирусов выводит взлом на другой уровень, добавляя к обвинению статью 272 (неправомерный доступ), 273 (создание, использование, распространение вредоносных программ), 274.1 (воздействие на важную информационную инфраструктуру). Статьи могут применяться как в случае мошенничества, так и при краже.

Верховный Суд уравнял наличные и электронные деньги

Мошенничество в интернете, как отмечает верховный суд, ничем не отличается от обычного мошенничества. Под статью подпадает распространение заведомо ложной информации с целью наживы, создание фальшивых сайтов благотворительных организаций или магазинов. Использование email-рассылок в стиле «нигерийскому принцу нужна помощь» также карается по закону.

Особенности применения электронных денег в РФ

Проблема легализации таких средств состоит в вопросе эмиссии. Кто именно будет запускать печатный станок? Получив достаточно высокий кредит доверия, организация, контролирующая валюту, может бесконтрольно выпускать их, печатая деньги из воздуха.

Законом «О национальной платежной системе» электронные деньги определяются как денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счёта. При помощи этих средств возможно исполнение денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами.

Самые популярные в России электронные деньги, используемые на базе сетей: Яндекс.Деньги и QIWI. В настоящее время бурный рост демонстрирует рынок криптовалют.

В общем, сам факт того, что Верховный Суд уравнял наличные и электронные деньги в вопросах кражи это очень тревожный звоночек для киберпреступников и серьезный сдвиг в положительную сторону для увеличивающегося числа пользователей электронных платежных систем, пусть даже Российское определение отличается от мнения по вопросу других стран. Например, ЕС считает электронными деньгами все, что хранится на электронном носителе, выпускаются эмитентом в объеме не менее, чем эмитированная денежная стоимость, а также принимаются в оплату другими организациями. Разница вызвана тем, что в России эмиссия электронных денег разрешена только банкам и НКО, имеющим соответствующую лицензию.

В РФ разрешено использование трех типов аккаунтов для электронных денег — персонифицируемый, анонимный и корпоративный. Первые два типа разрешены для использования частными лицами, третий — для компаний и юридических лиц. Переводы с корпоративного аккаунта на корпоративный запрещены.

Оцените автора
Папа Банкир
  • Еще посмотрим на судебную практику по подобным делам и спорам.

    Ответить