Категории: Советы и секреты

Что такое оферта и в чем особенности

О чем пойдет речь? Что такое оферта, знает далеко не каждый, но заключает ее очень часто. Это определенный тип договоренности между поставщиком товара или услуги и ее приобретателем. Чаще всего именно такой формат соглашения используется при продажах в сети Интернет.

Как создается оферта? Встречаться с клиентом для создания и подписания документа необходимости нет. Сегодня многие процедуры совершаются с помощью электронного документооборота. Текст оферты можно разместить на самом сайте с товарами или организовать автоматическую рассылку покупателям. Главное обеспечить доступ к предложению.

О том, что такое оферта простыми словами, красноречиво говорит перевод этого понятия с латыни – «предлагать». Она представляет собой одностороннее предложение о заключении сделки, содержащее исчерпывающие условия договора, который заключается в случае принятия оферты получателем.

Принимая оферту, другое лицо полностью соглашается со всеми условиями, которые предложены направившим ее лицом, изменения содержания оферты при ее получении не допускаются.

Принятие оферты иным лицом называется акцептом. Он может содержаться как в направлении письменного согласия, так и в совершении каких-либо действий, например оплаты в порядке и размере, предусмотренных предложением. Акцепт означает заключение договора между получателем и отправителем оферты на изложенных в ней условиях.

Важно понимать, что без акцепта оферта не может стать договором, который всегда является юридическим фактом с участием не менее чем двух сторон. Оферта же изначально – односторонний акт.

Поясним на примере.

В любом онлайн-магазине размещаются условия продавца, на которых он готов заключить сделку купли-продажи товара. В них указано, что оформление заказа означает принятие предложения и заключение договора. Соответственно, размещенные на сайте условия – это оферта, а оформление заказа – акцепт, который означает заключение договора.

Оферта может направляться в разных формах – твердая, свободная, безотзывная, публичная. Последняя из них является наиболее распространенной в Интернете, она и станет основным предметом последующего рассмотрения.

В массовой рекламе, предлагающей что-то на тех или иных условиях, часто имеется оговорка, что такое предложение не является офертой. Так рекламодатель оставляет за собой возможность заключить в дальнейшем сделку с клиентом на условиях, отличающихся от изложенных в рекламе.

Преимущества оферты для бизнеса

Главное назначение оферты – упрощение процедуры заключения договора. В онлайн-торговле она давно стала общепринятым атрибутом, позволяя заранее установить все условия продажи как для продавца, так и для покупателя.

Оферта позволяет сберечь время

Можно один раз написать качественную оферту и использовать ее при заключении договора с каждым контрагентом. Это гораздо удобнее, чем с каждым из них по отдельности оговаривать все существенные и вторичные условия, вносить корректировки и пытаться разработать документ, который устроит все стороны. Для совершения сделки достаточно лишь направить акцепт.

Может также использоваться и традиционный договор, который составляется, если адресат оферты не согласен с какими-то ее положениями.

Безопасность покупателей

Покупатель получает в оферте исчерпывающее описание как своих прав и обязанностей, так и правомочий продавца. В итоге исключаются многие разночтения, например о сроке доставки, о лице, ответственном за их нарушение и т. д.

Соблюдение правовых норм и защита предпринимателя от взысканий

Размещение оферты стало обязательным на сайте каждого онлайн-магазина с 1 января 2021 года. Это относится и к случаям продаж через социальные сети. Несоблюдение данного требования чревато привлечением к административной ответственности и взысканием штрафа в размере до 40 000 рублей.

Читайте также: «Как экономить при маленькой зарплате и жить без кредитов и долгов»

Оферта защищает предпринимателя от необоснованных претензий клиентов

Далеко не всегда надлежащая работа какого-либо товара зависит от его производителя. Если покупатель вносит в этот товар изменения, которые вызывают проблемы, то виноват в них будет именно пользователь. Часто такая ситуация возникает при эксплуатации электронных приложений и сервисов. Их разработчики отдельно указывают в оферте, что не несут ответственности за неполадки, которые обусловлены неправильными настойками, выполненными клиентом.

Что такое публичная и непубличная оферта

Оферта может быть публичной или непубличной. Первая рассчитана на заключение сделки с неопределенным кругом лиц, а вторая адресуется конкретному получателю.

Публичная оферта. Понять, что такое публичный договор-оферта, поможет область его использования. Он распространен в сфере массовых услуг. То есть продавец выбирает целевую группу или массовую аудиторию и размещает для всех ее членов одинаковое предложение. Онлайн-магазины, парикмахерские, банки и т. п. не подстраивают условия под конкретного клиента, а размещают стандартное предложение.

Кроме того, продавец обязан продать товар или оказать услугу каждому, кто заявит об акцепте. В случае отказа, если для него нет законных оснований, предпринимателя могут подвергнуть штрафу в размере до 500 000 рублей (ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Допускается указание в оферте преимуществ для какой-то категории потребителей, например для пенсионеров, предъявителей флаера и т. д.

Читайте также: «Как можно заработать в Интернете»

Непубличная оферта. Она направляется конкретному лицу. Условия могут быть абсолютно аналогичны содержанию публичной оферты, но если указано, что рассмотрена она должна быть определенным лицом, то акцепт от другого лица не будет означать заключения договора.

Что включается в оферту

Оферта должна быть детально проработана до отправки адресату. Если получатель направит акцепт, то отправитель уже не сможет сослаться на то, что такое предложение необходимо обсудить дополнительно и согласовать условия оферты. Поэтому нужно тщательно прописывать предмет договора, права и обязанности, меры ответственности и другие условия. В противном случае адресат может получить более выгодное положение в сделке, на которое отправитель оферты не рассчитывал.

Сведения о продавце

Предложение должно содержать полное наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, направившего его, с указанием ИНН, ОГРНИП, ОГРН. Без этих сведений невозможно будет достоверно установить отправителя оферты, а значит, ее акцепт не породит прав и обязанностей для сторон.

Ограничения для покупателей

Если отправитель оферты рассчитывает на сотрудничество только с определенными типами клиентов, это должно быть указано в тексте оферты.

Для примера можно привести выдержку из предложения, размещенного службой доставки Pony Express, которая ориентируется на сотрудничество с организациями: «Настоящий договор является официальным предложением (публичной офертой) акционерного общества «ФРЕЙТ ЛИНК» (далее — «Исполнитель») для юридического лица (далее — «Заказчик»), которое принимает настоящее предложение на указанных ниже условиях».

Вместе с тем ограничения не должны носить дискриминационный характер, то есть основываться на расовых, политических, национальных и иных подобных признаках.

Сведения о товаре или услуге

Предлагая какой-либо товар, нужно указывать его существенные признаки, которые могут быть восприняты однозначно. Например, уместным будет уточнение о том, что сельскохозяйственная продукция выращена в Израиле. Если же просто указать, что производитель – южная страна, то это не позволит с достаточной точностью идентифицировать район происхождения товара.

Для маркетинговых акций товар всегда фотографируется таким образом, чтобы иметь презентабельный и привлекательный для потенциального покупателя вид. Лучше заранее указать, что товар может отличаться от изображенного в рекламе, тогда не придется выслушивать претензии от клиента по поводу несоответствия покупки виду, изображенному на плакате.

Читайте также: «Как избавиться от долгов: 10 шагов к свободе»

Условия акцепта оферты

Поскольку акцепт оферты влечет заключение договора, он должен выполняться способом, позволяющим однозначно зафиксировать совершение адресатом соответствующего действия. Эти действия, чтобы не возникало разночтений, лучше всего указать в предложении – оплата, направление согласия по электронной почте и т. п.

Обязанности и ответственность сторон

Возможны случаи, когда для качественной работы товара требуется использование других предметов или их настройка соответствующим образом. В частности, если организация предлагает в оферте услуги связи, она может указать, какие устройства подходят для надлежащего приема сигнала и качественной работы связи. Если устройство пользователя не будет относиться к перечисленным в оферте, то организация легко сможет представить контраргумент на претензии о некачественной услуге.

Еще одним распространенным положением оферты является условие о возврате и доставке товара.

Условия доставки

Если передача товара покупателю происходит не сразу при заключении договора, то продавец не может контролировать работу службы доставки. Она может повредить хрупкую вещь при перевозке. Условие о том, что в таком случае транспортная компания сама должна нести ответственность за ущерб, лучше прописать заранее в оферте.

Условия возврата товара

По закону, покупатель может вернуть продавцу даже товар надлежащего качества. Для этих случаев нужно указывать в оферте, что при возврате стоимости покупки продавец вправе удержать из нее накладные расходы – доставку, банковские услуги и другие.

Читайте также: «10 способов улучшить кредитную историю»

В оферту о предоставлении услуг нужно в обязательном порядке включать следующие положения:

  • Факт, который позволяет считать услуги оказанными полностью.
  • Документы, которыми оформляется оказание услуги.
  • Срок для направления претензий исполнителю.
  • Обстоятельства, которые не признаются недостатками.

Отсутствие этих условий лишает исполнителя важных гарантий защищенности от необоснованных претензий заказчика.

Где разместить оферту

Отправитель предложения должен обеспечить возможность ознакомления с ним. В противном случае возникает риск, что такая оферта не будет иметь силы при возникновении спора.

Если у организации есть сайт, оферта должна быть предоставлена на нем клиенту до совершения действий, которые расцениваются в качестве акцепта.

В отсутствие сайта, например при продаже через социальные сети, необходимо разместить ссылку на документ с условиями сделки так, чтобы его поиск не вызывал трудностей у пользователя.

Как отказаться и можно ли расторгнуть оферту

Получение оферты ни к чему не обязывает. Можно в ответ на нее как выслать акцепт, так и оставить предложение без внимания. А вот для лица, направляющего оферту, существуют ограничения. Предложение, если оно носит публичный характер, может быть аннулировано для всех одновременно, но не выборочно для отдельных адресатов или их категорий.

Когда товар находится на прилавке в торговом зале и для него указана цена, любой желающий вправе потребовать от продавца продать товар по указанной на ценнике стоимости. Более высокая цена может быть установлена в присутствии покупателя, и действовать она будет только в том случае, если покупатель еще не принял решение совершить покупку.

Если оферта направлена на бумажном носителе, то она может быть отозвана только до поступления акцепта и для всех получателей одновременно. После акцептования предложения отзывать его уже нельзя.

Некоторые услуги оказываются на условиях, определяемых государством, например в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае организации, оказывавшие услуги, не могут, например, произвольно изменить их стоимость.

Читайте также: «Срок исковой давности по кредиту: как избежать проблем»

Для непубличной оферты действуют те же нормы. Помните, что если акцепт поступил до отзыва оферты, то встанет вопрос о расторжении договора, и почти наверняка это придется делать в суде.

Когда нельзя использовать оферту

В нескольких случаях оферту использовать нельзя:

  1. Исполнитель предоставляет услугу, не подходящую под условия оферты. Например, клиент приезжает к парикмахеру в салон. Услуга оказывается на основании оферты. Но клиент может пожелать получать услуги парикмахера на дому. Это вызовет не только изменение места их оказания, но и ряд иных связанных условий. Здесь лучше воспользоваться договором.
  2. Требования закона обязывают заключать договор в виде единого документа. Обычно это касается сделок в отношении недвижимого имущества. Недопустима оферта и при оформлении корпоративных правоотношений.

Теперь вы знаете, что такое оферта. Она является очень удобным инструментом для предпринимателей. Однако следует ответственно подходить к ее составлению, и тогда можно будет в полной мере воспользоваться всеми ее преимуществами.

Опубликовано: 6 марта, 2024 11:22 дп

Последние статьи

ЕСХН: определение, сроки и особенности уплаты

О чем речь? ЕСХН расшифровывается как единый сельскохозяйственный налог. Его обязаны платить все, кто производит…

26 марта, 2024

Семейный капитал в 2024 году

В 2024 году вопрос укрепления семейного капитала остается актуальным. Правительство продолжает реализацию программ, направленных на…

18 марта, 2024

Что такое криптовалюта: простыми словами о сложном

Криптовалюта – это цифровая или виртуальная валюта, использующая криптографию для обеспечения безопасности транзакций и контроля…

12 марта, 2024

Дюрация облигации: понятие, формулы, примеры расчета

Что это такое? Дюрация облигации – инструмент расчета выгодности инвестирования. В итоговом выражении представляет собой…

11 марта, 2024

Оформление субсидии на ЖКУ: кому полагается и какие документы для этого нужны

О чем речь? Оформление субсидии на ЖКУ возможно при соответствии гражданина определенным требованиям. Право на…

28 февраля, 2024

Транспортный налог для физических лиц и пример его расчёта

О чем речь? Транспортный налог для физических лиц относится к обязательным ежегодным платежам для тех,…

21 февраля, 2024