Что такое национализация: причины и правовые основания

Что такое национализация: причины и правовые основания Советы и секреты

О чем речь? Национализацию нередко воспринимают как крайнюю меру, на которую государство может пойти в исключительных случаях. Отчасти это так и есть, хотя опыт некоторых стран показывает, что прибегнуть к этому инструменту могут и в относительно спокойные времена.

Как проводят? В целом, национализация может идти двумя путями: через реквизицию и конфискацию. В первом случае имущество переходит в собственность государства через выкуп, во втором – без компенсации. Но это не единственные важные условия национализации.

Что такое национализация

Под национализацией понимается изъятие имущества, находящегося в частной собственности, в пользу государства без оплаты стоимости активов или на условиях частичного возмещения.

Причины данного процесса могут быть самыми разными. Чаще всего они связаны с политическими событиями и сменой власти. Экономически же национализация предприятий может проводиться в целях сохранения нерентабельных для частного сектора компаний либо если таковым требуются масштабные инвестиции, в которых частные лица не заинтересованы.

Что такое национализация

Также изъятие имущества в пользу государства иногда продиктовано соображениями социальной справедливости, повышения боеспособности страны, стоящими перед государством целями в конкретный момент.

Национализация может быть частичной или глобальной. В первом случае изымаются лишь отдельные предприятия и сферы производства. Во втором случае государство становится собственником всего имущества, которое принадлежит частным лицам.

В 1974 году принята Хартия экономических прав и обязанностей государства, в которой закреплено право органов государственной власти на проведение национализации.

Определение понятия «национализация» содержится в нормативно-правовых актах многих стран мира. При этом она рассматривается как способ обеспечения общественных интересов. Формальным основанием ее проведения является законодательный акт, изданный государственным органом, в сферу которого входят полномочия по осуществлению экономического регулирования.

Закон о национализации действует и вне пределов территории конкретной страны, то есть под него могут попасть и объекты, которые находятся за границей, если их собственники подчиняются внутреннему праву проводящего национализацию государства. Возможные международные противоречия улаживаются в этом случае с помощью заключения межправительственных соглашений.

Читайте также: «Что такое национализация: разбираем плюсы и минусы»

Не следует путать национализацию с социализацией. В последнем случае подразумевается передача имущества в коллективную собственность с сохранением производственных цепочек. Конфискация, которая тоже подразумевает принудительное изъятие имущества, является мерой наказания. Также нужно отдельно рассматривать секвестр, представляющий собой недопущение использования имущества при чрезвычайной ситуации.

Плюсы и минусы национализации

В некоторых случаях национализация служит способом борьбы с безработицей и оттоком инвестиций. Тогда она способствует решению следующих задач:

  1. Позволяет обеспечить бесперебойное снабжение населения социально важными благами. Например, если инфраструктура, необходимая для отопления, находится в частной собственности, это создает условия для нарушения прав человека. Национализация позволяет устранить такую возможность.
  2. Обеспечивает устойчивость стратегических сфер производства, которые при их переходе в частную собственность могут стать инструментом подрыва суверенитета государства.
  3. Позволяет соблюсти общественные интересы. Иными словами, с помощью такой процедуры, как национализация, государство может выполнять возложенные на него социальные функции. Это один из способов устранить несоответствие в имущественном положении разных слоев населения.
  4. Служит средством борьбы с монополиями. В этом случае устраняется чрезмерное сосредоточение какой-либо отрасли в частных руках, при сохранении которого собственник мог бы действовать исключительно в своих личных, а не в общественных интересах.
  5. Мобилизация капитала. При переходе имущества предприятий в собственность государства последнее получает мощный экономический ресурс, который может быть использован для масштабных экономических преобразований и модернизации производства.

Плюсы и минусы национализации

Недостатки национализации:

  1. Национализированные предприятия очень часто не удается сделать экономически эффективными и конкурентоспособными. Причина – низкое качество управления.
  2. Ущемление частной инициативы. Очевидно, что никто не захочет вкладываться в производство, зная, что в какой-то момент государство может присвоить себе частное имущество и выплатить лишь символическую компенсацию.
  3. Коррупция. Коррупционные явления в государственных предприятиях являются обычным делом. Ведь администрация, по сути, использует не свое собственное имущество и не свои собственные деньги, как в частной компании.
  4. Нерациональное управление, ориентированное на политику. Принимаемые управленческие решения должны диктоваться объективными, то есть экономическими соображениями. Политические мотивы при их принятии могут быть очень далеки от экономической целесообразности.
  5. Недостаточная конкуренция. Сосредотачивая в своих руках целые отрасли, государство само становится монополистом. Отсутствие конкурентов избавляет от необходимости бороться за потребителя, снижать цены, внедрять новые технологии, позволяет произвольно устанавливать экономически необоснованные цены.

Правовые основания для национализации в РФ

Из сказанного следует, что суть национализации сводится к обеспечению общественных интересов, в ходе которого потребности отдельных лиц – владельцев активов принимаются в расчет в наименьшей степени. В результате имущество, находившееся в частной собственности, становится государственным.

Правовые основания для национализации в РФ

Законодательно национализация в России не регламентирована. Однако можно встретить отдельные положения в правовых актах, в которых она упоминается в той или иной мере.

Статья Значение
Ст. 13 ФЗ от 8.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» У правительства есть право обращать в собственность государства имущество в целях развития авиационной отрасли.
Ст. 306 Гражданского кодекса РФ Национализация осуществляется только при издании закона, при этом собственнику компенсируется стоимость имущества и убытки.
Ст. 35 Конституции РФ Принудительное обращение имущества в государственную собственность допускается лишь после выплаты собственнику рыночной стоимости имущества.
П. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ Устанавливаются все основания, при которых можно изъять имущество у его собственника. Перечень исчерпывающий.

Причины проведения национализации

Решение о проведении национализации может вытекать из различных соображений. Например, государство стремится обеспечить устойчивость экономики и препятствует установлению чрезмерного влияния в ней частных интересов.

Это может произойти, если в какой-то стратегически важной сфере один частный субъект предпринимательской деятельности занимает основную долю рынка и получает возможность диктовать условия другим его участникам. В частности, после смены власти в Украине «ПриватБанк», который принадлежал предпринимателю из Днепропетровска Игорю Коломойскому, был национализирован.

Причины проведения национализации

Известны случаи национализации в интересах обеспечения общественной безопасности. Например, после террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года, в США обращены в собственность государства организации, которые занимались обеспечением безопасности в аэропортах.

Экономические особенности национализации таковы, что это явление чаще всего встречается в развивающихся или слаборазвитых странах, так как оно обычно вытекает из деструктивных макроэкономических процессов. В развитых экономиках изъятие в пользу государства частного имущества является исключительной мерой, когда связанные с ней издержки не превышают приобретаемые выгоды.

Цели проведения национализации

Национализация сопровождается изменением бюджета как в части расходов, так и в части доходов. При этом перед правительством стоит ряд задач.

  • Поддержание стабильности в стратегически важных секторах экономики, непривлекательных для инвесторов из-за необходимости значительных капиталовложений, рискованности экономической деятельности, низкой прибыльности.
  • Устранение влияния иностранных собственников на экономику и исключение возможности подрыва ими государственного суверенитета.
  • Поддержание надлежащего состояния экологии.
  • Защита потребителя от злоупотреблений, допускаемых частными монополистами.
  • Коренная модернизация экономики, если таковая не может быть реализована при сохранении имущества у предыдущего собственника.
  • Борьба с неправомерным выводом капитала за границу.
  • При чрезвычайных ситуациях – сохранение стабильности на рынках капитала и финансовых рынках.
  • Выполнение социально значимых функций, обеспечение их финансирования.

Цели проведения национализации

Процессы национализации обуславливаются обычно необходимостью обеспечить политическую и экономическую стабильность. Она проявляется в передаче государству отдельных отраслей экономики или всей экономики в целом. Также масштабная производственная деятельность часто наносит ущерб экологии, и частному капиталу невыгодно в нее вкладываться, так как это не приносит экономической отдачи. В этих условиях следует считать национализацию одним из наиболее эффективных инструментов.

Читайте также: «Способы развода россиян: популярные мошеннические схемы 2022»

Экономические причины также могут побудить государство к изъятию объектов у частных собственников. Если складывается тяжелая экономическая ситуация в отдельно взятой отрасли, для которой нельзя допустить разорения, то соответствующие компании обращаются в собственность государства. Также естественные частные монополии могут вызвать дестабилизацию экономики, поэтому они изымаются у собственников.

Скопление в одних руках капитала, который его владелец выводит за границу, способно подорвать финансовую устойчивость в стране, что также является поводом для постановки вопроса о национализации.

Некоторые отрасли, особенно связанные с добычей и оборотом природных ресурсов, могут находиться в собственности иностранных инвесторов. Для государства такая ситуация является крайне опасной, подобные предприятия с высокой долей вероятности могут быть национализированы при смене политического курса.

Методы национализации

Изъятие имущества у его собственника именуется экспроприацией. Она может производиться в двух формах.

  • Реквизиция. Имущество обращается в пользу государства, которое выплачивает собственнику его стоимость частично или полностью.
  • Конфискация. Имущество передается государству безвозмездно. Обычно такой способ используется в качестве меры уголовно-правовой ответственности, но может также применяться и в гражданских правоотношениях.

Методы национализации

Реквизиция производится по обычному договору купли-продажи. Платой за имущество могут быть как наличные денежные средства, так и какие-либо финансовые послабления – налоговые льготы, предоставление субсидии и др., а также ценные бумаги (облигации). Порядок реквизиции установлен ст. 242 Гражданского кодекса РФ. Собственник в случае своего несогласия с реквизицией или ее условиями вправе обратиться в суд.

При возникновении чрезвычайных ситуаций, например наводнение, эпидемия, военные действия, изъятие имущества может производиться за соразмерную плату собственнику, тот вправе потребовать возврата имущества после того, как действие обстоятельств, послуживших основанием для изъятия, прекратится.

Статья 239.2 Гражданского кодекса РФ устанавливает порядок и условия национализации земли. При этом землевладения могут переходить в государственную собственность и в рамках иных процедур, выполнение которых способно занять не один год.

Примеры проведения национализации в разных странах

Не всегда национализация имущества оказывается признаком экономической отсталости страны. Использовали ее и развитые государства. Так, в Великобритании в период в 1945 по 1951 годы под руководством лейбористского правительства из частной собственности были изъяты предприятия энергетики, металлургии, угольной промышленности, авиационные, автомобильные перевозки грузов и пассажиров.

На первых порах такие меры лейбористов встретили всяческое одобрение в обществе. Однако впоследствии избыточное участие государства в экономике вызвало экономический кризис 1970-х годов. Он стал одной из главных причин, которые позволили прийти к власти Маргарет Тэтчер, осуществившей в качестве одной их первых мер массовую приватизацию.

Примеры проведения национализации в разных странах

Хотя справедливости ради следует отметить, что в это же время разразился кризис на нефтяных рынках, и те же США, не проводившие национализацию, также в это время столкнулись с рецессией.

Масштабная передача предприятий в собственность государства обернулась тяжелыми проблемами. Только угольная промышленность терпела ежегодные убытки в размере около 1 млрд футов, которые приходилось выделять из бюджета. Компания «Бритиш Стил» с 1976 по 1983 год показала убыток в размере 4,3 млрд фунтов или 500 долларов в расчете на каждую семью Великобритании.

Читайте также: «Как санкции отразятся на жизни россиян, и чего ждать в будущем»

Приход Тэтчер к власти повлек за собой волну волнений, ликвидацию неэффективных предприятий. Стало очевидно, что национализация сильно подорвала популярность лейбористов у народа, что могло привести к поражению в борьбе с консерваторами за парламентское большинство. Те, в свою очередь, также были бы вынуждены провести аналогичные мероприятия.

Денационализация не на всех отраслях сказалась одинаково. Так, серьезные проблемы возникли в сфере транспортных услуг, жилищно-коммунального обеспечения, где цены резко пошли вверх. Объем перевозок упал, сократилось сообщение с отдельными районами. На этой почве начало приобретать популярность движение we own it, требовавшее отмены приватизации в ряде отраслей.

В качестве противоположного примера можно привести национализацию, проведенную правительством Бисмарка. В ее ходе в собственность государства перешли железные дороги, табачная промышленность. В сфере перевозок это позволило снизить тарифы в несколько раз. Впоследствии этот сектор превратился в крупный источник пополнения бюджета. Ежегодно он приносил в казну более 4 млрд марок.

В Чили во время правления Сальвадора Альенде национализации подверглись предприятия медной промышленности. Их собственниками были американские инвесторы, не получившие возмещения убытков. В результате возник кризис в отношениях между Чии и США, а также произошел отток иностранных инвестиций из чилийской экономики. Никто не захочет вкладываться в экономику государства, которое по своему усмотрению может лишить имущества.

Читайте также: «Почему дорожают продукты в 2022 году: предпосылки, основные причины»

Также изъятие активов проводилось в горнодобывающей промышленности. Эти процессы сопровождались эмиссией необеспеченных денежных знаков, которая была необходима для возмещения расходов на национализацию.

Закономерным следствием такой политики стали скачок инфляции и сокращение доходов населения, рецессия в экономике, забастовки рабочих. Это создало благоприятные условия для государственного переворота, в результате которого к власти пришел Аугусто Пиночет, придерживавшийся ультраправых взглядов. При этом национализация медной промышленности не была отменена.

После окончания Второй мировой войны по пути национализации пошли во Франции, когда государство забрало без компенсации предприятия, принадлежавшие коллаборационистам, в частности «Рено». В 1982 году государство получило контроль над финансовой системой страны, национализировав 36 частных банков. Результаты огосударствления экономики можно оценить как положительные.

При этом не обошлось и без массовых приватизаций. Так, предприятие Usinor-Sacilor национализировано в 1982 году и пробыло в государственной собственности 23 года. За это время оно потерпело убытки в размере около 100 млрд франков, без работы осталось около 100 000 сотрудников. Эти явления убедили социал-демократическое правительство в нецелесообразности национализации и подтолкнули его к расширению приватизации.

Риски проведения национализации в России

В российской экономике национализация связана с серьезными рисками.

  • Возможность применения коррупционных схем, которые были характерны для приватизации в 1990-е годы. Избежать этого могла бы помочь демонополизация политической сферы общества.
  • Присоединение к конвенции ООН «Незаконное обогащение», закрепляющей обязанность оказывать противодействие коррупции. Ст. 20 гласит, что государства – участники конвенции рассмотрят возможность введения мер уголовно-правового характера за незаконное обогащение, то есть увеличение дохода или имущества государственного служащего, которое он не может надлежащим образом обосновать. Эта конвенция ООН ратифицирована Россией за исключением указанного положения.

Также борьбе с коррупцией будет способствовать отмена срока давности привлечения к уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Риски проведения национализации в России

Закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле соответствия расходов лиц, занимающих государственные должности, и других лиц их доходам» устанавливает порядок осуществления контроля расходов и доходов государственных служащих. Тем не менее практика применения данного нормативно-правового акта позволяет оценить его эффективность как низкую.

В первую очередь данный закон не учитывает имущество, принадлежащее детям, близким родственникам государственного служащего, который может являться его фактическим владельцем и пользователем.

Читайте также: «Что будет с долларом в России в 2022 году»

Также в декларацию о расходах не включаются денежные средства, которые потрачены на приобретение предметов искусства, ювелирных изделий. А ведь их стоимость может достигать нескольких миллионов рублей.

Усиливают риски национализации и иные обстоятельства:

  1. Непрозрачность экономических отношений на всех уровнях – начиная с отдельно взятого предприятия и заканчивая государством в целом.
  2. Ограниченные возможности и слабое влияние различных институтов гражданского общества (политические партии, профессиональные союзы, некоммерческие общественные организации и др.). Они не смогут должным образом осуществить контроль за деятельностью перешедших в собственность государства компаний.
  3. Продолжающиеся споры по вопросу об условиях, объеме, порядке возмещения собственникам имущества его стоимости. При том что в Конституции России содержится положение, согласно которому принудительное изъятие имущества в пользу государства может осуществляться лишь при оплате собственнику стоимости изымаемого имущества (п. 3 ст. 35), усматриваются противоречия между данной нормой и положениями Европейской конвенции прав человека.

Читайте также: «Как побыстрее разобраться с долгами: оцениваем ситуацию и принимаем меры»

Последняя не содержит положений, по которым собственник может претендовать на полную компенсацию, так как существует приоритет соблюдения общественных интересов, препятствующий такой возможности.

Правительством РФ разработан проект Федерального закона «О передаче имущества, принадлежащего гражданам и юридическим лицам, в собственность Российской Федерации (национализации)». Он позволяет обращать в собственность государства предприятия, продукция которых имеет стратегическое значение.

Обязательным условием такой передачи является предшествующая изъятию денежная компенсация, которая выплачивается собственнику по рыночной стоимости активов. Также возмещается упущенная выгода, то есть те доходы, который пострадавший собственник мог бы получить при дальнейшем использовании своего имущества. Расходы являются бюджетным обязательством Российской Федерации.

Недостатком названного проекта следует считать отсутствие разграничения частной собственности, возникшей в ходе приватизации, и частной собственности, которая образовалась независимо от этого процесса и находилась вне закона на всем протяжения правления коммунистической партии.

Данные недостатки не устраняются и отсылками к зарубежному законодательству, в котором, например, указывается, что частное имущество не может быть произвольно изъято для выполнения общественных задач без справедливого возмещения его стоимости (ст. 5 Билля о правах, внесенного в виде поправок к Конституции США).

Перспективы проведения национализации в 2022 году

Рост интереса к теме национализации в России связан с введением западными государствами санкций против нее. В связи с этим под угрозой оказались как потребители продукции, производимой присоединившимися к санкциям предприятиями, так и работники соответствующих компаний.

Обсуждается возможность передачи в собственность России имущества таких брендов, как Apple, Microsoft, IBM, IKEA, Volkswagen, Shell, Porsche, Toyota, H&M и другие, всего – около 60 организаций. При этом данный перечень составляет лишь незначительную долю от общего числа компаний, поддержавших ограничения, которых начитывается более 410.

Перспективы проведения национализации в 2022 году

Национализация указанных предприятий может считаться в сложившихся условиях оправданной мерой по следующим причинам:

  1. Снижение доступности множества товаров и услуг для населения, что повлечет ухудшение уровня жизни.
  2. Под угрозой увольнения окажутся по предварительным оценкам 200-250 тысяч человек.
  3. Невозможность исполнения договорных обязательств указанных компаний перед российским партнерами и частными лицами, стоимость которых составляет огромную сумму – 6 триллионов рублей.
  4. Резкое падение налоговых поступлений в российский бюджет за счет указанных предприятий. Стоимость их продукции, исчезнувшей с рынка, оценивается в 2 трлн рублей.

Вопрос о национализации в России в настоящее время только обсуждается. Предполагается, что будет введено внешнее управление для компаний, подпадающих под ряд критериев, производственная деятельность которых может быть продолжена.

Администратором планируется назначить «Внешторгбанк». Также обсуждается иной порядок: зарубежные собственники могут продать на условиях компенсации свои активы российским субъектам предпринимательской деятельности. Никаких окончательных решений ни в одном из этих направлений пока не принято.

Необходимо учитывать и позицию российских бизнесменов, среди которых высказываются различные точки зрения на перспективы нового закона. Очевидно, что такая национализация неизбежно повлечет принятие аналогичных мер за рубежом в отношении российского имущества, совокупная стоимость которого достаточно велика.

Читайте также: «Меры поддержки из-за санкций: для бизнеса и граждан»

Необходимо воздерживаться от скоропалительных решений, чтобы обращение иностранного имущества в собственность РФ и российских граждан не вызвала такого же кризиса, с которым столкнулись западные державы в связи с действием введенных ими же санкций.

Финансовый аналитик Александр Смирнов, Консультации по выбору и использованию банковских продуктов для частных лиц и предприятий. Свыше семи лет я посвятил анализу финансовых продуктов, инвестициям и управлению личными финансами.

Оцените автора
Папа Банкир