Микрофинансовые организации осуществляют свою деятельность по выдаче займов, зачастую пользуясь безвыходным положением заемщика, идущего на обращение к МФО в качестве крайней меры и последней попытки поправить свое финансовое положение. Последней потому, что за этим действием закономерно следует безвыходный финансовый тупик. По этой причине суды переполнены исками к МФО с требованиями признать договор с ними недействительным или расторгнуть его в одностороннем порядке. Однако до подачи иска в суд согласно порядка приема заявлений суд требует представить доказательства проведенных действий по досудебному урегулированию вопроса. В данной статье мы как раз рассмотрим как бороться с микрофинансовыми организациями и затронем порядок составления претензии МФО, что является мерой досудебного урегулирования спора.
В основном все претензии к МФО со стороны заемщиков сводятся к разному прочтению сторонами спора вопросов погашения задолженности по займу, в том числе размера неустойки, штрафов за просрочку и начисления процентов. Также заемщики обращаются с претензиями по поводу безакцептного списания денег с карты или со счета заемщика, привязанного к его ссудному счету, то есть к учетной записи на сайте МФО в счет погашения задолженности.
Правила составления претензии к МФО
В каждой микрофинансовой организации может быть установлен свой порядок обращения с претензиями, который может быть установлен в условиях договора микрозайма и в утвержденных правилах предоставления микрозаймов. Однако общий порядок претензионного обращения регулируется положениями ГК РФ, и в большинстве случаев общих норм гражданского законодательства оказывается достаточно для определения порядка предъявления претензии.
По общему правилу претензия должна быть составлена в письменном виде и пишется она в простой форме. В содержании претензии необходимо указать следующие пункты:
- Адресат: кому направляется претензия, то есть наименование организации и ее адрес.
- От кого составлена претензия, а именно: ФИО заявителя, адрес места регистрации и контактные телефоны для связи.
- Основания обращения: номер договора и суть претензии, то есть описание допущенных МФО нарушений. Желательно эти сведения подкрепить ссылками на конкретные статьи нормативно-правовых актов и соответствующие условия договора, которые были нарушены со стороны МФО.
- Требования заявителя. Если вы требуете вернуть конкретную денежную сумму, необходимо указать расчет, согласно которому вы пришли к этой сумме. Вы можете поступить проще: сделать акцент на незаконности удержаний и некорректности их расчета и потребовать произвести перерасчет в соответствии с условиями договора и вернуть излишне удержанную сумму.
- Указать срок рассмотрения претензии и адрес, на который вы ожидаете ответа. Стандартный срок рассмотрения претензионных обращений составляет 7 дней, если иной срок не установлен условиями договора. Если семи дней недостаточно для рассмотрения претензии, его можно увеличить до максимального значения в 10-20 дней.
- В конце документа проставляется дата составления претензии и ставится подпись заявителя.
Вы можете не ограничиваться требованием о перерасчете суммы задолженности, но и предъявить свои предложения к МФО о порядке погашения долга, а именно:
- Вы можете предложить МФО пересмотреть условия договора, в том числе увеличив срок договора, суммы займа, графика платежей по погашению.
- Предложения о снижении процентов и суммы неустоек, штрафов и пеней, если они имеют место быть.
- Предложения по реструктуризации задолженности и иные предложения по урегулированию погашения задолженности.
- Обоснованное требование расторгнуть договор.
В претензии вы должны максимально подробно обосновывать каждое свое предложение и каждый отдельный момент претензии со ссылками на конкретные положения законодательства. В идеале хорошо сослаться на примеры из судебной практики по случаям, похожим на ваш и предупредить МФО о ваших намерениях добиваться справедливости в суде и о том, к чему это приведет МФО.
Досудебный порядок урегулирования спора предполагает не только отправку претензии. МФО может со своей стороны ответить вам своей претензией. Возможна ситуация, когда стороны некоторое время обмениваются претензиями, пока не придут к соглашению. Поэтому важно также подготовиться к тому, как отвечать на претензии МФО.
Как нужно отвечать на претензию от МФО
Как бороться с микрофинансовыми организациями и правильно отвечать на претензию от МФО?
Вы можете при ответе на претензию вести себя двумя способами:
- Подготовить и направить встречную претензию-ответ на претензию от МФО. В ответе вы можете описать ситуацию со своей точки зрения и предъявить встречные претензии или предложения.
- Составить только ответ на претензию МФО, выразив свое несогласие с требованиями, изложенными в ней, без подробностей.
Если вы получаете претензию от МФО, то в подавляющем большинстве случаев это связано с просрочкой платежей, и требования в ней будут связаны с возвратом долга.
Вы можете ответить на эту претензию, но можете и не отвечать, в вашем праве выбрать как ту, так и другую линию поведения. Никаких санкций за отказ отвечать на претензию законодательство не предусмотрело.
Поэтому желательно, если вы не согласны с позицией МФО, подготовить ответ в виде встречной претензии, где аргументированно выразить свое несогласие с требованием МФО и со своей стороны предложить вариант выхода из ситуации, который бы вас удовлетворил.
Учитывайте, что ваша переписка представляет собой официальную переписку и все ваши ответы будут использованы в дальнейшем в суде. Поэтому важно подготовить ответ юридически грамотно и не оставить в нем нежелательных зацепок, за которые юрист МФО смог бы добиться невыгодного для вас решения суда. Лучше воспользоваться профессиональной помощью юриста для составления претензии, которая в данном случае будет способна привести вас к желательному исходу в суде.
Да всё таки Юридическая помощь на много лучше чем всё это делать одному!